Эйзенштейн
Сергей Михайлович
Эйзенштейн
Сергей Михайлович (1898, Рига - 1948, Москва) - сов. кинорежиссер, теоретик
искусства. Род. в семье инженера и архитектора. Получил солидное и разностороннее
образование дома и в реальном уч-ще; знал основные западноевропейские
языки, был хорошо знаком с рус. и мировой лит-рой, увлекался театром и
живописью.
В 1915 поступил в Ин-т гражданских инженеров в Петрограде. Октябрьскую
рев. 1917 принял и вступил в студенческий отряд народной милиции. В 1918
с 3-го курса ин-та ушел добровольцем в Красную Армию, участвовал в обороне
Петрограда; работал художником-плакатистом, ставил в самодеятельном театре
агитспектакли. В 1920 был отправлен на учебу в Академию Генштаба на отделение
восточных языков, но военным переводчиком не стал. Поступил на работу
в театр Пролеткульта, мечтая стать создателем нового рев. искусства. Вскоре
Эйзенштейн сблизился с Б.В. Маяковским, В.Э. Мейерхольдом, художником
В.Е.Татлиным и др. "левыми" представителями художественных группировок.
Увидев в кино неисчерпаемые новые возможности искусства, Эйзенштейн вскоре
создал свой первый настоящий фильм "Стачка", показав себя мастером
метафоры, монтажа, ритма. В 1925 Эйзенштейн поставил "Броненосец
Потемкин", триумфально прошедший по экранам мира. Американская киноакадемия
признала его лучшим фильмом 1926. На Парижской выставке искусств он получил
высшую награду - "Супер гран-при". Этот фильм стал классикой
нового киноискусства. Создавая фильмы "Октябрь", "Старое
и новое" и др., Эйзенштейн разработал теорию "интеллектуального
кино", согласно к-рой с помощью развития киноязыка появлялась возможность
для зрителя получать не только образные, но и научные понятия. Эйзенштейн
предсказал техническое будущее звукового кино. В 1929 - 1931 находился
в Зап. Европе и США; написал сценарии для голливудских фильмов, к-рые
не были поставлены, и вернулся на родину. В 1938 поставил фильм "Александр
Невский", удостоенный многих наград (в том числе Сталинской премии
в 1941), но снятый с экранов в конце 1939, когда в Москву приехал министр
иностранных дел фашистской Германии И. Риббентроп. Весной 1941 Эйзенштейну
предложили поставить в Большом театре оперу почитаемого Гитлером Р. Вагнера
"Валькирии", на что Эйзенштейн был вынужден согласиться. На
предложение Эйзенштейна сделать кино о деле Бейлиса А.А. Жданов ответил,
что "эта тематика не представляет интереса", предложив снять
фильм об Иване Грозном, 1-я серия фильма (1945), воспевшая идею великодержавности,
была удостоена Сталинской премии, 2-я серия не вышла на экран, т.к., по
мнению ЦК ВКП(б), высказанному в постановлении от 4 сент. 1946, не удалась
("Режиссер С. Эйзенштейн во 2-й серии фильма "Иван Грозный"
обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное
войско опричников Ивана Грозного в виде шайки дегенератов..."). Встреча
И.В. Сталина, В.М. Молотова, А.А. Жданова с Эйзенштейном и артистом Н.К.
Черкасовым в февр. 1947 дала возможность переработать картину, но очередной,
смертельный инфаркт Эйзенштейну не позволил этого сделать. Фильм был показан
только в 1958. Часть огромного творческого наследия Эйзенштейна - статьи,
сценарии, лекции, мемуары, письма - вошла в собрание его избранных произведений
(М., 1964 - 1971. Т. 1 - 6).
Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели
отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.
назад на главную
страницу
|