Александр Трифонович ТвардовскийТвардовский был не только автором
всенародно известных Будущий поэт стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал посылать заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти. А в 1925 году в газете "Смоленская деревня" появилось и первое стихотворение Твардовского - "Новая изба". Однако писать стихи он начал еще раньше и однажды показал их своему учителю, который, таким образом, стал первым критиком будущего поэта. Как впоследствии вспоминал сам Твардовский, учитель весьма неодобрительно отозвался о его стихотворных опытах. Первое опубликованное стихотворение Твардовского, конечно, было далеко от совершенства, однако в нем уже проявились те черты, которые характерны для всей поэзии Твардовского. Он писал просто и доходчиво о том, что ему было близко. Твардовский собрал все свои, как ему казалось, "подходящие" стихи и отправился в Смоленск к поэту Михаилу Исаковскому, который в то время работал в редакции газеты "Рабочий путь". Их первая встреча стала началом большой творческой и человеческой дружбы, которая продлилась до конца жизни обоих поэтов. Впоследствии Твардовский отмечал, что писал он тогда очень плохо, его стихи были беспомощны и подражательны. Но самым губительным для него и для других его сверстников-поэтов был недостаток общей культуры и образования. Когда Твардовский приехал в Смоленск, ему было уже восемнадцать лет, а образование - только неполная сельская школа. Вот с таким багажом Твардовский и вступил в поэзию. Он приехал в Москву после того, как в журнале "Октябрь" появилось несколько его стихов, и кто-то из критиков отметил их в своем обзоре. Однако в Москве, как и в Смоленске, было трудно устроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Тогда Твардовский вернулся в Смоленск и решил серьезно заняться своим образованием. Его приняли в педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год изучить и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил свое обязательство, но и в первый же год догнал своих однокурсников. В этот свой смоленский период жизни Твардовский очень живо вникал во все процессы, которые происходили в то время в деревне. Уже шла коллективизация, его семья пострадала, но Твардовский, сочувствуя родителям, не сомневался в необходимости перемен. Такую позицию, может быть, объясняют слова известного литературоведа и критика В. Лакшина, который писал о Твардовском: "Ему важно было высшую задачу разрешить: чтобы родная земля жила счастливо и по правде". Твардовский часто ездил в колхозы в качестве корреспондента газет, собирал материал, писал статьи, рассказы. Тогда же он задумал написать большое произведение, и вскоре появилась его поэма "Путь к социализму", озаглавленная так по названию колхоза, о котором шла в ней речь. Поэма была издана в "Молодой гвардии". Первой же большой и по-настоящему удачной работой становится его лирический цикл "Сельская хроника", которым Твардовский и заявил о себе в литературе как о талантливом перспективном поэте. Однако известность к нему пришла только после публикации в 1936 году поэмы "Страна Муравия". Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Твардовского вместо странствующего рыцаря в путешествие отправляется мужик, не желающий вступать в колхоз. Он едет по стране на своей лошаденке в надежде найти место, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую жизнь колхозников, возвращается домой уверенный, что нет и не может быть хорошей жизни вне колхозов. Теперь Твардовский приезжает в Москву уже как признанный поэт. К этому времени он успел закончить два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его стихи и поэмы охотно печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и поэт вполне доволен своей жизнью. К чести Твардовского следует отметить, что он и раньше, и теперь не прерывает связей со своей семьей, часто бывает в родном доме. В 1939 году поэт заканчивает МИФЛИ, и его призывают в армию. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел несколько войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после этого - в финской войне и, наконец, в Великой Отечественной войне. С 1940 года и до самой Победы поэт работает над "Фронтовой хроникой". Ее герой - еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма "Василий Теркин". Ее замысел возник у Твардовского еще во время финской войны, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете "На страже Родины", решил завести в газете "уголок юмора" и придумал фельетонный персонаж - Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в настоящего народного героя. С 1954 года он начинает работать над следующей своей поэмой - "Теркин на том свете", пародийным продолжением "Василия Теркина", которую заканчивает в 1963 году. Она была даже опубликована и получила первые отзывы, но потом о ней замолчали, как будто этой поэмы и не существовало. Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность. В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала "Новый мир", но уже через четыре года его сняли, а еще через четыре, в 1958 году, вернули обратно. В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Всего через полтора года после этого Твардовский умер. Как писал позже один из историков, "смерть Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны". |