Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино
бывшей Оренбургской губернии 2 (15) февраля 1906
года в небогатой крестьянской семье.
Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха
Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на
побегушках, позднее работал приказчиком.
Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала
его мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность
Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным
перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью.
Но не только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.
С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами
грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе
Залилову удалось устроить сына в медресе “Хусаиния” – мусульманское учебное
заведение типа духовной семинарии.
Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге возникла
комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается в ряды Коммунистического
Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд его не берут: маленький, щуплый,
он выглядит совсем мальчишкой.
В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафино возникает комсомольская ячейка.
Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится признанным вожаком сельской
молодежи. Его выбирают членом волостного комитета РКСМ, посылают делегатом
на губернскую конференцию комсомола.
В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы
умерли от голода два его братишек. Чтобы не быть семье в тягость, Муса
уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей
в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он “ел что попало, ночевал где
придется, воровал”. Позднее с помощью одного из сотрудников красноармейской
газеты “Кызыл Юлдуз” (в ней были напечатаны его первые стихи) Муса стал
курсантом Оренбургской военно-партийной школы, а затем – студентом ТИНО
(Татарского института народного образования), созданного на базе медресе
“Хусаиния”.
Бурное богатое событиями время способствовало идейному раннему созреванию
будущего поэта. В начале 1917 года одиннадцатилетний Муса пишет стихотворение,
в котором говорит о первой мировой войне как о бессмысленной бойне, ежедневно
уносящей тысячи жизней, и посылает его в редакцию татарской газеты “Вакыт”
(“Время”). Стихотворение, конечно, осталось ненапечатанным. Позднее Муса
вернулся к нему, обличительный пафос и подчеркнув свое сочувствие народным
массам (“На войне”, 1920).
До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов со стихами,
рассказами, пьесами Мусы и сделанными им записями народных песен, сказок
и легенд. Значительная часть стихотворений этого периода осталась ненапечатанной
при жизни поэта. Но и по ним можно получить некоторое представление об
этапах творческого возмужания Джалиля. Уже с самых первых стихов чувствуется
стихийный демократизм начинающего автора. Выходец из низов, немало хлебнувший
в своей жизни и горя, и нужды, знающий цену куску хлеба насущного, на
себе испытавший презрительно-высокомерное отношение байских сынков к нему,
сыну старьевщика, лишь из милости взятому на казенный кошт в медресе,
Муса с искренним сочувствием относится к народу. Правда он еще не умеет
облечь свою мысль в плоть художественных образов и декларирует ее прямо,
в лоб:
Жизнь моя для народа, все силы ему,
Я хочу, чтоб и песня служила ему.
За народ свой я голову, может, сложу –
Собираюсь служить до могилы ему.
(“Слово поэта свободы”)
Обращают на себя внимание сами названия юношеских стихов Джалиля: “Красное
войско”, “Красный праздник”, “Красному знамени”. Поэт настолько часто
употребляет эпитет “красный”, что некоторые исследователи называют первые
годы творчества Джалиля “красным периодом”. Для этого периода характерны
императивность, сжатость и энергия стиха. Как правило, это страстные,
публицистически заостренные декларации.
На своем пути к зрелости и мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов.
С некоторой долей условности их можно ограничить следующими хронологическими
рамками: ранний, путь к зрелости, довоенный и, наконец поэзия периода
Великой Отечественной войны.
|