Демографическая ситуация в Москве в целом и в еврейском сообществе, в частности, такова, что в средние школы, предлагающие еврейское образование, приходит немало детей с высоким интеллектом, но с различными нарушениями в психоэмоциональной сфере, а также детей с различными психоневрологическими заболеваниями, с нарушениями центральной нервной системы. Эта проблема характерна для всех развитых стран, она может быть связана с процессами глобализации, с частыми переездами детей и необходимостью адаптироваться каждый раз к другим условиям. Также это может быть связано с кризисом института семьи. В нашей стране все те же проблемы усугубляются еще и последствиями кризиса и распада СССР. В еврейском сообществе проблемы детей, связанные с неоднократным переездом семьи, расставанием с близкими людьми проявляются особенно остро.

   В последние годы количество «проблемных» детей возросло настолько, что выводить их всех на индивидуальное обучение не представляется возможным, следовательно нужно искать новые формы обучения их в массовой школе. В некоторых республиках бывшего Советского Союза (например, в Армении и Белоруссии) принят закон об инклюзивном образовании, в России такой закон сейчас находится в стадии разработки и, возможно, скоро будет принят Государственной Думой. Однако, опыт показывает, что просто принятия закона об инклюзивном образовании недостаточно, необходима продуманная система мер по реальному включению в учебный процесс детей с особенностями развития.

   Поскольку с одной стороны мы являемся спецшколой с высоким уровнем преподавания компьютерных и связанных с ними дисциплин, а с другой стороны к нам традиционно приходит некоторое количество проблемных детей, нами ставится задача не просто интегрировать их в учебный процесс, но сделать это не снижая общего уровня обучения в школе. У школы уже накоплен огромный опыт работы в этом направлении и есть основания, связанные со спецификой школы, добиваться определенных положительных результатов.

Какие у нас для этого есть основания?

   Технологической школой ОРТ накоплен большой положительный опыт успешного обучения детей с подобными проблемами, а многим из них школа помогла не только серьезно адаптироваться и добиться успехов при обучении в старших классах, но и занять достойное место в жизни.

   У школы есть много примеров успешного окончания школы детьми с особенностями развития со сдачей ими экзамена по выбору в виде защиты собственных программистских проектов на экзамене по информатике, собственных фильмов на экзамене по технологии, слайд-шоу на экзамене по МХК и последующего их поступления и успешной учебы на факультетах прикладной математики, вычислительной техники, защиты информации и т.д. в МИФИ, МИЭМ, МИТХТ, МАИ, МАДИ, МИИТ и т.д.

   Для этого должно быть сделано следующее:

  • разработана для этого ребенка индивидуальная учебная траектория;

  • налажено взаимодействие между всеми учителями;

  • организована поддержка психологов сопровождения.

   Для всех детей, включенных в программу «Интеграция», создается индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения. Дети этой группы обследуются педагогами на выявление зон ближайшего развития по основным предметам (русскому языку и математике). Также эти дети обследуются психологом с помощью стандартных методик изучения процессов памяти, внимания, мышления, а также их личностных характеристик. Детей с неврологическими проблемами дополнительно обследует нейропсихолог, который дает рекомендации по поводу организации деятельности и обучению этих детей. С родителями каждого ребенка проводятся встречи и консультации.

   Отдельная работа ведется с педагогическим составом школы. Для преподаватей был проведен тренинг "толерантности к детям с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы" на базе ЦЛП, проводятся постоянные консультации преподавателей школы для разъяснения им трудностей и потребностей отдельных детей, даются конкретные рекомендации по взаимодействию с каждым конкретным ребенком.

Организация работы.

   Дети, обучающиеся по программе индивидуального сопровождения, распределены в малые группы по отдельным предметам. В такой группе одновременно обучаются не более 5-6 человек, для некоторых детей приходится по отдельным предметам организовывать индивидуальные занятия. Для каждого ребенка, включенного в программу, составлено индивидуальное расписание, увязанное с общешкольным расписанием, включающее в себя:

  • уроки в классе;

  • уроки в малой группе;

  • индивидуальные занятия с преподавателями;

  • индивидуальные занятия с психологом;

  • психологические тренинги в группе;

  • групповые тренинги для класса с участием проблемных детей;

  • постоянная работа психолога сопровождения в течение учебного дня.

   Индивидуальное расписание требует постоянной корректировки, т.к. не всегда удается сразу подобрать ребенку учителя, с которым у него установится контакт; некоторые проблемные дети плохо взаимодействуют друг с другом; по некоторым предметам удается перевести ребенка в общую группу, по другим, наоборот, приходится по ходу дела переводить ребенка на индивидуальное обучение.

   Психологами и педагогами, работающими по программе, был сформулирован ряд особых правил сопровождения проблемных детей в учебном процессе и контроля их успеваемости:

  • разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной или устной);

  • давать дополнительное время для написания контрольной;

  • разрешать переписать контрольную;

  • принимать работу позже установленного срока;

  • оценивать собственный прогресс ребенка, сравнивать знания и умения ребенка не относительно некой усредненной нормы, а оценивать его собственные усилия.

Назад на главную

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2008-2024 ГОУ СОШ №1299