Демографическая ситуация в Москве в целом и в еврейском сообществе, в частности, такова,
что в средние школы, предлагающие еврейское образование, приходит немало детей с высоким
интеллектом, но с различными нарушениями в психоэмоциональной сфере, а также детей с различными
психоневрологическими заболеваниями, с нарушениями центральной нервной системы. Эта проблема
характерна для всех развитых стран, она может быть связана с процессами глобализации,
с частыми переездами детей и необходимостью адаптироваться каждый раз к другим условиям.
Также это может быть связано с кризисом института семьи. В нашей стране все те же проблемы
усугубляются еще и последствиями кризиса и распада СССР. В еврейском сообществе проблемы детей,
связанные с неоднократным переездом семьи, расставанием с близкими людьми проявляются особенно остро.
В последние годы количество «проблемных» детей возросло настолько, что
выводить их всех на индивидуальное
обучение не представляется возможным, следовательно нужно искать новые формы обучения их в массовой школе.
В некоторых республиках бывшего Советского Союза (например, в Армении и Белоруссии) принят закон об
инклюзивном образовании, в России такой закон сейчас находится в стадии разработки и, возможно,
скоро будет принят Государственной Думой. Однако, опыт показывает, что просто принятия закона об
инклюзивном образовании недостаточно, необходима продуманная система мер по реальному включению в
учебный процесс детей с особенностями развития.
Поскольку с одной стороны мы являемся спецшколой с высоким
уровнем преподавания компьютерных и связанных с ними дисциплин, а с другой стороны к нам
традиционно приходит некоторое количество проблемных детей, нами ставится задача не просто
интегрировать их в учебный процесс, но сделать это не снижая общего уровня обучения в школе.
У школы уже накоплен огромный опыт работы в этом направлении и есть основания, связанные со
спецификой школы, добиваться определенных положительных результатов.
Какие у нас для этого есть основания?
Технологической школой ОРТ накоплен большой положительный опыт успешного обучения
детей с подобными проблемами, а многим из них школа помогла не только серьезно адаптироваться и добиться успехов
при обучении в старших классах, но и занять достойное место в жизни.
У школы есть много примеров успешного окончания школы детьми с особенностями развития
со сдачей ими экзамена по
выбору в виде защиты собственных программистских проектов на экзамене по информатике, собственных фильмов на экзамене по
технологии, слайд-шоу на экзамене по МХК и последующего их поступления и успешной учебы на факультетах прикладной математики,
вычислительной техники, защиты информации и т.д. в МИФИ, МИЭМ, МИТХТ, МАИ, МАДИ, МИИТ и т.д.
Для этого должно быть сделано следующее:
-
разработана для этого ребенка индивидуальная учебная траектория;
-
налажено взаимодействие между всеми учителями;
-
организована поддержка психологов сопровождения.
Для всех детей, включенных в программу «Интеграция», создается индивидуальная
программа психолого-педагогического сопровождения. Дети этой группы обследуются педагогами на выявление зон
ближайшего развития по основным предметам (русскому языку и математике). Также эти дети обследуются психологом
с помощью стандартных методик изучения процессов памяти, внимания, мышления, а также их личностных характеристик.
Детей с неврологическими проблемами дополнительно обследует нейропсихолог, который дает рекомендации по поводу
организации деятельности и обучению этих детей. С родителями каждого ребенка проводятся встречи и консультации.
Отдельная работа ведется с педагогическим составом школы. Для преподаватей
был проведен тренинг "толерантности к детям с особыми потребностями в условиях общеобразовательной школы" на базе
ЦЛП, проводятся постоянные консультации преподавателей школы для разъяснения им трудностей и потребностей отдельных
детей, даются конкретные рекомендации по взаимодействию с каждым конкретным ребенком.
Организация работы.
Дети, обучающиеся по программе индивидуального сопровождения,
распределены в малые группы по отдельным предметам. В такой группе одновременно обучаются не более 5-6 человек,
для некоторых детей приходится по отдельным предметам организовывать индивидуальные занятия.
Для каждого ребенка, включенного в программу, составлено индивидуальное расписание, увязанное с общешкольным расписанием,
включающее в себя:
-
уроки в классе;
-
уроки в малой группе;
-
индивидуальные занятия с преподавателями;
-
индивидуальные занятия с психологом;
-
психологические тренинги в группе;
-
групповые тренинги для класса с участием проблемных детей;
-
постоянная работа психолога сопровождения в течение учебного дня.
Индивидуальное расписание требует постоянной корректировки, т.к. не всегда
удается сразу подобрать ребенку учителя, с которым у него установится контакт; некоторые проблемные дети
плохо взаимодействуют друг с другом; по некоторым предметам удается перевести ребенка в общую группу, по другим,
наоборот, приходится по ходу дела переводить ребенка на индивидуальное обучение.
Психологами и педагогами, работающими по программе, был сформулирован ряд
особых правил сопровождения проблемных детей в учебном процессе и контроля их успеваемости:
-
разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной или устной);
-
давать дополнительное время для написания контрольной;
-
разрешать переписать контрольную;
-
принимать работу позже установленного срока;
-
оценивать собственный прогресс ребенка, сравнивать знания и умения ребенка не относительно некой усредненной нормы, а оценивать его собственные усилия.
Назад на главную |