Опыт включения детей с особыми потребностями в
учебную деятельность информационно-технологической школы.
Использование компьютера в учебной деятельности.
Специфика школы такова, что разные формы взаимодействия ребенка с
компьютером пронизывают всю его школьную жизнь. На схеме представлено взаимодействие
с компьютером на уроках информатики и технологии и в проектной деятельности, однако
следует отметить, что поиск информации в интернете и ее последующий анализ используется
при изучении практически всех школьных предметов.
Дальше будет показано, как именно во всю эту учебную
деятельность может быть включена работа с особыми детьми, на что именно при этой
работе можно опираться.
Показания к использованию компьютера для аутичных детей, детей с ДЦП и другими неврологическими проблемами:
-
алгоритмический склад ума дает основания для успешного освоения компьютера,
аутисты склонны в жизни действовать по четким алгоритмам, в изучении программирования они опережают своих одноклассников;
-
компьютер становится «костылем», облегчающим взаимодействие с миром.
У детей с ДЦП и аутистов существуют большие проблемы с почерком, если они вообще могут писать,
возможность сдавать письменные и контрольные работы, выполненные на компьютере, существенно
облегчает школьную жизнь ребенка;
-
в перспективе компьютер может дать в руки проблемному ребенку профессию.
Для детей с высоким интеллектом и ограниченными возможностями передвижения (ДЦП) или
с проблемами общения (аутисты) в наше время возник уникальный шанс, которого не было раньше,
выполнять дома высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу и передавать ее работодателю
по электронной почте или интернету и чувствовать себя не инвалидом, а таким же человеком, как все.
Только школа с компьютерным уклоном может заложить для них основы будущей реализации в жизни;
Уроки программирования. Использование на уроке способностей аутистов.
-
опыт успешности. Часто в силу особенностей таких детей информатика является
единственным или одним из немногих предметов, где они реально успешны. Очень важно публично
фиксировать этот опыт успешности, чтобы и класс, и сами эти дети понимали, что есть урок, где
они заслуженно чувствуют себя уважаемыми людьми;
-
использование особых детей в качестве экспертов, помощников учителя.
В отношении к аутистам или детям с ДЦП всегда есть отчуждение со стороны одноклассников,
поэтому надо специально создавать ситуации, когда другие дети вынуждены обращаться к ним за помощью,
это обращение за помощью нужно поощрять. Аутичных детей нужно учить эту помощь оказывать. Все это не
происходит само, эта деятельность требует от учителя специальных усилий, но приводит к желаемым результатам.
Уроки информационных технологий. Дизайн. Обработка изображений. Видеомонтаж.
Так же как и программирование все эти формы работы с компьютером при гибком нетрадиционном подходе учителя создают возможность для ребенка свою одаренность, необычность, нестандартность направить в творческое русло, проявить себя перед одноклассниками с неожиданной стороны и получить основы возможной будущей профессии.
Дополнительные возможности, предоставляемые школой, и их использование в работе с особыми детьми.
-
участие в общешкольных проектах;
-
участие в межпредметных проектах;
-
факультативная работа с Лего-Лого, Роболабом, различными Лого-средами
Участие в общешкольном проекте:
-
довольно часто такие дети предлагают оригинальные, нестандартные решения.
Возможность для них сделать часть общего дела, а потом
выступить на общешкольной конференции позволяет такому ребенку
почувствовать себя полноценным членом ученического сообщества;
-
выступление такого ребенка на общешкольной конференции
дает возможность другим учителям, отношения с которыми не сложились, увидеть его с другой,
неожиданной для них стороны;
-
аутичные дети часто хорошо делают сайты,
их все начинают приглашать в свои бригады, т.к. своя страничка -
обязательная часть общешкольного проекта;
Участие в межпредметном проекте
Межпредметный проект дает возможность каждому ребенку принять участие в общем
деле в той форме, которая ему доступна, соответственно особый
ребенок получает возможность участвовать одной страничкой или
рисунком в книге, календаре, газете, поскольку нет строгих
требований к результату, поощряется любое творческое самовыражение.
Факультативная и внеклассная работа
-
позволяет учителю подбирать детям индивидуальные задания разной степени сложности;
-
стимулирует детей к совместной работе в бригадах по 2-3 человека, что особенно
ценно для детей с проблемами в общении;
-
помогает установлению межличностных контактов, т.к. такие дети оказываются
очень хорошими специалистами в какой-то узкой области, остальные вынуждены к ним обращаться;
-
позволяет “сложным” детям в творческой и непринужденной обстановке среды LEGO-LOGO
реализовать свой потенциал быстрее и легче, чем во время привычного
стандартно построенного урока информатики или технологии, вынужденно
ограниченного временными и методическими рамками.
Таким образом, весь накопленный школой на протяжении ее существования
опыт позволяет сделать вывод о том, что использование компьютера в учебном процессе
-
…позволяет особому ребенку почувствовать уверенность в себе, что, в свою очередь;
-
…помогает адаптации ребенка в школе;
-
…способствует общей социализации ребенка;
-
…дает ребенку начальные навыки возможной будущей профессии.
|
|