Совместный проект ЕАР/Джойнт «Интеграция детей со специальными потребностями в еврейскую общину г. Москвы
В 2006 году Еврейское Агентство в России и Благотворительный Фонд «Джойнт» при финансовой поддержке Федерации Еврейских Общин Нью-Йорка инициировали проект «Интеграция детей со специальными потребностями в еврейскую общину г. Москвы».
Наш совместный проект – одна из крупнейших негосударственных программ в направлении интеграции, в рамках которой объединены усилия пяти государственных учебных заведений города Москвы, трех Некоммерческих Организаций (НКО) и общинного культурного еврейского центра МЕОД. В проекте участвуют следующие НКО, работающие в сфере образования детей со специальными образовательными потребностями: Центр Лечебной Педагогики, Региональная Общественная Организация Инвалидов «Перспектива» и Региональная Общественная Организация Инвалидов и детей инвалидов «Ковчег».
По мнению педагогов-практиков, в последние годы заметно увеличилась доля детей с особенностями поведения. С этой проблемой столкнулись и московские еврейские школы, где до половины учащихся требуют специального подхода. Учителя не обладают нужным опытом и специальными знаниями, которые обеспечили бы эффективность образовательного процесса в новых условиях. Проект «Интеграция» направлен как на социализацию детей со специальными потребностями, т. е. с тяжелой степенью инвалидности, так и на помощь детям с особенностями поведения (Синдромом дефицита внимания и гиперактивноси (СДВГ), с элементами аутичного или девиантного поведения), которых существующая сегодня система образования попросту отвергает. Все занятия для детей со специальными потребностями и их родителей (школы, воскресные школы, семейные лагеря) проводятся в рамках групп обычных детей. «Обычные» и «необычные» дети учатся и играют вместе, приобщаются к еврейской культуре и традиции. Вместе все дети и родители преодолевают социальные предрассудки и комплексы на основе развития еврейского самосознания и толерантности.
Программа осуществляется уже 3 года, и коллективы, участвующие в проекте, имеют собственные наработки в области интеграции, которые могут использоваться не только школами проекта, но и другими учебными заведениями.
На первых этапах проект развивался в рамках уже существующих услуг и программ, предоставляемых еврейскими организациями. По мере развития проекта цели и задачи расширялись и усложнялись.
В течение 2007-2008 учебного года в рамках Проекта «Интеграция» решены три основные задачи:
- интенсивная прямая помощь детям облегчила и расширила им доступ к участию в жизни еврейской общины и получению образования, включая изучение иврита, истории, традиции и культуры еврейского народа
- коллективы школ (прежде всего – учительский) на практике ознакомились с концепцией интеграционной школы, большинство учителей приобрели значимый опыт и навыки по работе с детьми со специальными потребностями
- опробованы и созданы отдельные модели школы интеграционного типа
В результате работы отмечаются следующие изменения в жизни детей со специальными потребностями:
- созданы новые условия для развития и социализации детей
- увеличился доступ детей с особенностями развития к образованию
- осуществляется работа с родителями по реабилитации ребенка в домашних условиях
- изменились отношения в семье, появилось видение новых жизненных возможностей
- дети и родители сильнее интегрировались в жизнь общины, приобщившись к культурным и духовным ценностям своего народа
В проекте участвуют организации формального и неформального образования:
Формальное образование
В проект вовлечены следующие еврейские школы:
- Школа ОРТ (школа №1299)
- ЦО «Тхия» + ДЦ «Тинок» (школа №1311)
- Начальная школа и детский сад «Ган Хама» (ЦО № 1812)
- Школа «Эц Хаим» (школа №1621)
- Интегративная школа «Ковчег» (школа №1321)
Неформальное образование
В осуществлении неформальной части проекта «Интеграция» участвуют Московский Еврейский Общинный Дом (МЕОД) и воскресные школы при поддержке Отдела Образования Еврейского Агентства в России: воскресная школа на базе Центра Лечебной Педагогики (ЦЛП), интегративная школа «Ковчег», воскресная школа ОРОСИР и воскресные школы на базе дневных еврейских школ («Эц Хаим», ОРТ, ЦО «Тхия», «Ган-хама»). В рамках проекта в дневных школах проводятся также внеклассные занятия.
|