Менторство, работа с одаренными учащимися

Одно из направлений использования Интернет в образовании – поддержка и развитие одаренных детей. Что понимается в настоящее время под одаренностью? Одаренность как качественная характеристика учащегося означает проявление у ребенка значительно более высоких, в сравнении со статистической нормой, умственных и творческих возможностей (способностей). Эти особые возможности не всегда проявляются в реальных достижениях, в оценках и результатах учебной деятельности (здесь многое зависит от конкретных условий среды и имеющихся психологических предпосылок у самого ребенка). Показателем одаренности является особая направленность ребенка на сложную умственную деятельность и наличие у него врожденных навыков эффективной познавательной деятельности [1]. Многие из этих детей уже в возрасте трех-пяти лет потрясают взрослых своими замечательными способностями. По оценкам экспертов, только 2-5% детей обладают особыми интеллектуальными и творческими способностями, например, IQ (коэффициент интеллектуальности) у которых равен 125 единиц [2]. Особо одаренные дети развиваются по-разному, однако большинство их (не менее 85%) опережают своих сверстников и потому их часто называют «вундеркиндами» (чудо-детьми). Отмечается, впрочем, что часто этот дар «пропадает» с годами. Действительно, лишь очень небольшая часть бывших «вундеркиндов» реализуют свои способности в профессиональной деятельности. В литературе приводятся печальная статистика относительно состоявшихся в профессии одаренных детей, в лучшем случае их число не превышает 2-3 %.

В настоящее время в мире известно несколько десятков научных концепций одаренности, созданных в русле самых разных теоретических направлений. Такое многообразие концепций отражает сложность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Однако при всем различии точек зрения на качество и количество факторов, определяющих реализацию потенциала одаренных детей, большинство современных концепций объединяет понимание одаренности как целостного, многогранного и развивающегося качества личности. Одаренность уже не рассматривается как единая, раз и навсегда заданная характеристика ребенка, предопределяющая его развитие (как IQ в начале XX века). Большинство психологов включает в структуру одаренности как когнитивные (интеллект, специальные способности, креативность), так и некогнитивные личностные (мотивационные, эмоциональные, волевые) и социальные (условия воспитания и обучения) факторы [3]. В определение одаренных детей часто входит положение о необходимости обеспечения для них специальных условий обучения, поскольку их высокие познавательные возможности и потребности часто не находят ответа в традиционной школе, ориентированной главным образом на возраст. В то же самое время, опережающее развитие таких детей также может служить источником их проблем в учении, когнитивном и личностном развитии, общении, поведении.

Психологи считают, что одаренным детям требуется более высокий уровень сложности и интенсивности учения, большая глубина изучения материала, движение от фактов к принципам, теориям и обобщениям, поиск нового, альтернативного, отличающегося от общеизвестного [4]. У одаренных детей и подростков отмечается целый ряд проблем - трудности общения со сверстниками и взрослыми – учителями и родителями, недостаточная саморегуляция (неумение управлять собой в трудных ситуациях, преодолевать неудачи, работать в условиях монотонной и скучной деятельности), трудности развития креативности и трудности профессиональной профориентации из-за излишней широты интересов.

Одаренный человек – это, прежде всего, одаренная личность. Для развития способности одаренного ребенка реализовать свой дар, ему необходимо создать особые условия, позволяющие ему учиться и развиваться. Здесь речь должна уже идти не только о построении обучении на основе личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленным педагогом, ментором, хорошо разбирающемся в специфике обучения одаренных детей.

На сегодня разработаны и активно используются различные стратегии обучения одаренных детей, на основе которых и осуществляется разработка специальных учебных программ. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение (ранее поступление в школу, ускорение в обычном классе, «перепрыгивание» через класс, обучение в профильных классах, обучение в частной школе и пр.) и обогащение (более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала к традиционным курсам).

В современной практике организации очного обучения для одаренных детей выделяют три основных направления: факультативные занятия с одаренными детьми по более углубленной программе, предоставление им возможности ускоренного прохождения школьной программы и создание классов (школ), работающих по специально разработанным программам.

В России с 60-х годов существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их склонностей и более высокого уровня способностей. Обучение определенным предметам ведется по специально разработанным программам. За рубежом существуют и другие формы организации. Одна из них — выделение внутри одного класса групп с разными уровнями умственной одаренности. Одаренные получают возможность учиться в своем классе, но в группе сверстников, близких им по уровню способностей. Положительный, но не столь заметный эффект дает еще одна форма организации — создание групп с высоким уровнем интеллекта на основе нескольких классов. Очень важную роль в привлечении внимания к проблемам одаренных детей и распространению информации об одаренности играют разнообразные ассоциации и объединения педагогов, психологов и родителей одаренных детей.

Интерес к изучению проблемы использования средств ИКТ в обучении и развитии одаренных детей с каждым годом усиливается [5]. Идет разработка методов обучения, ориентированных на одаренных детей, методик выявления и оценки одаренности, а также выявления позитивных и негативных последствий, которые оказывает информатизация на психическое развитие одаренных детей.

Одним из очень интересных факторов, создающих предпосылки для успешного обучения одаренных детей с использованием средств ИКТ и Интернета включительно является то, что таких детей характеризует высокая самостоятельность в процессе познания, они широко используют "саморегуляционные стратегии" обучения и легко переносят их на новые задачи. Эти дети могут учиться автономно, в том числе и при поддержке опытного ментора. Также можно предположить, что разработка специальных компьютерных обучающих программ, расширяющих возможности реализации новых способов и форм самообучения и саморазвития, а также компьютеризация контроля знаний будут способствовать реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся. В традиционных обучающих программах приобретение знаний, навыков и умений, развитие когнитивных процессов, как правило, оттесняет на второй план проблемы развития креативности и коммуникативных способностей. Благодаря современным средствам ИКТ сложились условия для индивидуализации обучения, построения адекватной запросам личности индивидуальной образовательной траектории, развития творческого потенциала одаренного человека.

Однако к использованию средств ИКТ для занятий с одаренными детьми нужно подходить исключительно аккуратно, т.к. эти дети обладают весьма своеобразной, как правило, очень ранимой, психикой и далеко не у всех у них наряду с высоким уровнем интеллектуального развития присутствует такой же высокий уровень развития психомоторных и коммуникативных способностей. Более того, имеющиеся у ребенка дефекты в общении не только не будут преодолеваться, а напротив, могут усугубиться. Одаренные дети входят в "группу риска" и по отношению к таким негативным последствиям информатизации, как "Интернет-зависимость", "игровая компьютерная наркомания" и т.п.

В то же самое время, при разумном и научно-обоснованном подходе к образованию и развитию одаренных детей с использованием Интернета, можно ориентироваться на следующие приоритетные направления, которые легко просматриваются при анализе существующих на данный момент в Интернете ресурсов для одаренных детей, родителей и педагогов, работающих с ними:

  • использование сети Интернет для распространения информации о специфике обучения одаренных детей, методике, психологии и т.д.; выход на различные целевые группы заинтересованных читателей; создание сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся одаренностью;

  • поиск и выявление одаренных детей, онлайновое тестирование;

  • психологическая и методическая консультационная помощь семьям, в которых одаренные дети получают домашнее воспитание;

  • дистанционное обучение одаренных детей, проведение различных курсов, отдельных занятий, факультативов, исследовательских проектов и программ;

  • дистанционная индивидуальная (менторская) поддержка одаренных учащихся и т.д.

Приведем несколько примеров. В Интернете существует довольно много сайтов, посвященных одаренным детям. Русскоязычных ресурсов по этой теме пока значительно меньше, чем англоязычных. Так, поисковая система Google выдает около 35 000 ссылок на серверы, документы и статьи, содержащие словосочетания «одаренные дети» на русском языке и более 1 750 000 на английском (gifted kids»).

Наибольшее количество сайтов, посвященных различным аспектам образования одаренных, представлено в США. Одиним из наиболее известных сайтов является «Education Week on the Web». Он содержит много общих материалов, правительственные документы, а также отражает общую картину образовательного потенциала каждого из штатов. Другим, весьма популярным сервером, прямо специализирующимся на проблемах одаренных детей, является сервер Council for Exceptional Children (США), содержащий страницу с ресурсами сети - Gifted Resources Home Page. Отсюда можно попасть к большинству информационных ресурсов, прямо занимающихся проблемами одаренных детей. Здесь можно познакомиться с летними мероприятиями, центрами, где ребенок может пройти тестирование, найти библиографию по проблеме, а также связаться со специалистами, если интересует что-то конкретное. Значительное место на подобных тематических сайтах отводится работе с родителями одаренных детей. Если говорить о литературе для занятий с одаренными детьми, то на другом сервере (just-for-kids.com) располагается каталог книг, которые прошли успешную апробацию и уже зарекомендовали себя в образовательных программах для одаренных детей. Указывается возраст детей и те способности, на развитие которых рассчитаны предлагаемые руководства, игры, словари, головоломки, постеры, компьютерные игры и мультимедийные методики.

По сети можно получить необходимую информацию об учебных заведениях или записаться на дистанционные курсы и менторские программы. Организаторы таких школ излагают на сайтах свои программы, требования, критерии отбора (например, школа Gibson School в Мичигане, США). Немало сайтов и даже порталов создано в поддержку домашнего обучения одаренных детей (см. http://www.hoagiesgifted.org/home_school.htm, http://www.ri.net/gifted_talented/parents.html и др.). Также в Интернете действуют различные общественные ассоциации о работе с одаренными детьми, например, Калифорнийская Ассоциация для одаренных детей - http://www.cagifted.org/.

Среди серверов, которые рассчитаны на детей и могут послужить для них отправной точкой поиска информации, можно назвать Kids Web - A World Wide Web Digital Library for Kids (http://www.npac.syr.edu/textbook/kidsweb/ );

Наиболее популярные международные серверы, посвященные проблемам одаренных детей:

http://www.edweek.org - Education Week on the Wed, общие материалы по проблемам одаренных, подборка публикаций, полезные ссылки;

http://www.nfgcc.org - National Foundation for Gifted Children (USA);

http://www.gifted.org - Gifted Child Society (USA.

Одно из направлений работы с талантливыми учащимися в Интернете – создание сети специализированных сайтов и порталов, рассказывающих о научных исследованиях, методологии организации и проведения самостоятельного и группового научного исследования. Один из таких порталов был создан недавно при содействии корпорации Intel – http://www.reseacher.ru. Портал исследовательской деятельности учащихся разработан совместно специалистами на базе Лицея № 1553 ("Лицей на Донской" г.Москвы). Он создавался как информационный Интернет-портал нового поколения для обеспечения исследовательской деятельности учащихся в условиях современного развития общества. На страницах портала будет представлены специализированная информация, которая предназначена как самим учащимся, так и педагогам, работающим с ними: практика организации исследовательской деятельности, методика, концепции и программы, мероприятия и т.д.

Традиционно лучшие заочные школы, созданные при ведущих вузах страны обеспечивают значительное влияние на подготовку будущих научных кадров и формируют исследовательский стиль мышления. Предоставление равных возможностей одаренным детям получения предпрофильного и профильного образования независимо от социальных условий может стать одной из важнейших компонент как деятельности заочных школ в их новом виде и статусе, так и развития системы образования России в целом. Лучшие учащиеся физико-математических и химических заочных школ традиционно приглашаются в летнюю школу для последующего поступления в Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета (НГУ), а выпускники школ рекомендуются для поступления в вузы соответствующего профиля. Яркий пример – организация профильного обучения на базе специализированного учебно-научного центра НГУ [6] (http://study.eccon.ru/ - сайт Новосибирской компьютерной академии). Сайт специализированного центра предназначен для поддержки профильного обучения и повышения квалификации педагогических кадров без отрыва от производства (форма заочной поддержки кружков и факультативов с использованием Интернет-технологий). В сообщество пользователей сайта входят учащиеся 8-11 классов сельской общеобразовательной школы региона (вариант обучения в заочной школе по системе «Коллективный ученик»), одаренные дети (вариант индивидуального обучения в заочной школе), особо одаренные дети (выявляемые через системы олимпиад, собеседований с профессионалами базовых вузов, заочных школ и обучение в летних школах при вузах и заочных школах), а также педагоги региона, повышающие квалификацию для реализации профильного обучения с отрывом или без отрыва от производства; специалисты вузов и заочных школ.

Менторство как форма работы с одаренными детьми

В нашей стране эта форма известна мало. Индивидуальный руководитель, наставник, заботящийся о развитии специальных способностей и об общем культурном уровне незаурядного ребенка — явление довольно редкое. В некоторых школах можно встретить научных работников, студентов, которые проводят дополнительные занятия или же ведут кружки. Спонтанно могут возникать более тесные личные связи между наставником и учеником, что чрезвычайно важно. Потребность в таких взаимоотношениях особенно велика у ребенка с высоким интеллектом, с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях школьного обучения. Пока у нас при всех переменах в системе образования, эта форма работы не используется целенаправленно [7]. В то же время в США уже сложилась определенная традиция руководства со стороны опытного специалиста подающим большие надежды учеником. Эту индивидуальную форму работы называют менторством. Менторство – это специфические отношения, складывающиеся между психологом и одаренным ребенком, с которым они занимаются [8]. Их точнее всего можно определить как “менторство”, но не в специфически русском смысле, носящим оттенок снисходительной насмешки, а в том смысле, в каком его употреблял великий Гомер (Ментор - это наставник Телемаха, его руководитель в мире опыта).

Менторство осуществляется в нескольких видах. Менторы могут привлекаться периодически к работе с группой или отдельными особо одаренными учениками, для того чтобы расширить их знания в определенной предметной области, или же они могут систематически работать с малой группой или одним учащимся над проектом на протяжении какого-то времени. Менторство приводит «к учению с увлечением» и дает школьникам не только знания и умения. Оно способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Школьники учатся учитывать свои не только сильные, но и слабые стороны. Важнейшая особенность менторства, отвечающая одной из важных потребностей одаренных детей, — возможность преодолеть разрыв между классной комнатой и окружающим миром, принять участие в реальной жизни не дожидаясь окончания школы. В менторстве наиболее естественным способом воплощаются стратегии ускорения и обогащения в сочетании с возможностью учета индивидуальных особенностей ученика. К плюсам менторства относится и то, что это не дорогая форма работы, ее можно сравнительно легко реализовать практически в любых условиях. Все эти достоинства делают использование менторства весьма желательным.

 

[1] Под ред. Лейтеса Н.С. «Психология одаренности детей и подростков» М.,AcademiA,1996.

[2] Альминдеров В.В., Альминдерова А.В. Дистанционные школы для одаренных детей и детей инвалидов. Тезисы доклада на конференции Relarn, 2004. http://www.relarn.ru:8082/conf/conf2004/section4/4_01.html

[3] Щебланова Е.И. Трудности в учении одаренных школьников./Вопросы психологиии. № 3. с. 132-145.

[4] Meeting the challenge. A guidebook for teaching gifted students. California association for the gifted. 1996.

[5] Бабаева Ю.Д. Одаренные дети и компьютеры. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОССб 2000. - С. 246-248.

[6] Никитин А.А. Об организации региональной системы профильного обучения в сельских школах на базе ведущих заочных школ РФ. http://tm.ifmo.ru/tm2004/db/doc/get_thes.php?id=261

[7] Матюшкин А.М.,Яковлева Е.Л. «Учитель для одаренных»,м.,1991.

[8] Юркевич В.С. Два подхода в понимании и идентификации одаренности. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/40026

 

 

Источник: из книги "Интернет в образовании: Материалы специализированного учебного курса. ИИТО М., 2006"

Назад  |  К статьям |  Вперед

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2008-2024 ГОУ СОШ №1299