Программа как поле для социального взаимодействия

ЧЕЛОВЕК - ОБЩЕСТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ

  Результаты множества исследовательских работ показывают, что когда дети учатся вместе, их самооценка и способность к обучению развиваются лучше, чем когда они учатся по отдельности (Bunch & Valeo, 1997). Воспитывать детей рекомендуется вместе, даже если все они разные. Всем известно, что количество наших сходств значительно превосходит количество отличий. Это также относится к ученикам с особыми потребностями и к обычным детям.

   Кроме того, педагогам важно помнить, что у всех детей есть право быть частью коллектива и что их самооценка растет в основном благодаря повседневным контактам с самыми разными окружающими их людьми. Только когда ты являешься частью коллектива, постоянно общаешься с одноклассниками, гуляешь с ними по одним коридорам, получаешь удовольствие от одних мероприятий, подчиняешься одной дисциплине и делаешь все вместе с остальными, у тебя будет развиваться чувство сходства с другими, а не отличия от них. Педагоги в интегративных классах понимают, что это действительно так. В центре их внимания дети, а не ограниченные возможности некоторых из них, и профессиональная установка - помочь каждому ученику достичь больших успехов.

Приемы

  • Спланируйте заранее, кто где будет сидеть, чтобы взаимодействие было как можно эффективнее

   Хорошо составить такой план рассаживания учеников, который позволил бы проводить в классе занятия как в малых, так и в больших группах, и, кроме того, заниматься индивидуально. Дальше в нашем пособии мы поговорим и о практике сотрудничества с учениками, и о разных стилях усвоения нового материала, и о работе с детьми, имеющими разные умственные способности. Важно помнить, что правильное рассаживание учащихся позволит каждому из них участвовать в выполнении любого задания; при этом следует позаботиться о том, чтобы дети с особыми потребностями не оказывались все время где-то с краю.

  • Совместное принятие решений — вещь очень действенная

   Классные собрания и собрания, открывающие начало каждой недели, о которых мы говорили выше, - это хороший способ развить чувство единства. Такие собрания могут стать также местом обсуждения возникших проблем и потребностей. Возьмем, к примеру, такую ситуацию: несколько учеников дурачатся и отвлекают остальных. Можно придумать, как их наказать. А можно устроить пятиминутное собрание и всем вместе вспомнить, как принято вести себя в классе, а также обсудить, что делать, чтобы оставаться в рамках принятых правил. Это поможет ученикам почувствовать ответственность за свое поведение. Вероятно, потребуется какое-то время, чтобы определенные правила жизни в классе вошли у всех в привычку. Возможно, это не решит всех проблем, но учителя считают, что совместное принятие решений - это эффективный и ценный способ реализации программы социального развития школьников.

  • Разговаривайте со своими учениками

 Вы когда-нибудь учились в классе, где учитель как будто не замечает вашего присутствия или присутствия другого ученика, хотя он мог бы дать вам задание или отметить пробелы в ваших знаниях? Во многих классах к некоторым ученикам относятся именно так. Это может быть некрасивый или слишком умный ученик, ребенок, приехавший из другой страны, или слабослышащий ученик. Как вы себя чувствовали? Как они себя чувствуют? Как они должны себя чувствовать, по-вашему?

   Постарайтесь как можно чаще встречать учеников у дверей по утрам, днем или в конце перемены. Здоровайтесь с ними, интересуйтесь, как у них дела, разговаривайте о погоде. Не нужно долго размышлять, чтобы понять, как важно детям, чтобы учитель их замечал. По-моему, такое поведение учителя может стать образцом для подражания.

   Если вы хотите воспользоваться этим приемом, нужно обдумать несколько вещей. Во-первых, вам может показаться неестественным стоять у двери и здороваться с каждым учащимся отдельно. Вы правы. Это действительно неестественно. Постарайтесь приветствовать каждый раз хотя бы нескольких учеников, подходите к чьей-нибудь парте в течение дня, чтобы перекинуться с ребенком парой слов или пожелать хорошо провести перемену. Возможно, в течение дня вам не удастся поговорить с каждым, но вы сможете охватить всех в течение довольно короткого времени. Если вы не помните, с кем сегодня уже поговорили, составьте себе небольшой список. Это не займет много времени и, без сомнения, вам пригодится.

  • Взаимопомощь

   Один из признаков сообщества - это то, что люди в нем помогают друг другу. Учителя могут поспособствовать этому, придумывая ситуации, в которых взаимопомощь потребуется всем.

   Например, ученики могут напоминать друг другу, когда начинаются занятия или сколько времени осталось на выполнение работы. Ребенку в кресле-каталке может потребоваться, чтобы его куда-то подвезли. Кому-то надо будет помочь справиться с заданием по чтению. Вы можете обращать внимание детей на ситуации, в которых возникает необходимость помогать друг  другу, и набрать добровольцев, которые следили бы за тем, чтобы все было  продуктивно и, насколько это возможно, позитивно. Следите за тем, чтобы помощь не превратилась в обязанность. Отношение к помощи как к обязанности несет в себе скрытую мысль о благодарности или даже о расплате. Это также может привести к появлению снисходительного отношения, а не просто желания помочь. Некоторые педагоги пользуются таким средством, как «Стенд добровольцев», на котором вывешиваются имена волонтеров. Когда возникает очередная ситуация, в которой кому-либо требуется помощь, её предоставляет следующий по списку доброволец. Одно из преимуществ такого подхода - то, что каждого добровольца замечают. Еще одно преимущество - то, что вы можете следить за тем, кто помогает в данный момент, и придумать, как можно воодушевить на помощь остальных.

  • Просьбы о помощи

   Помимо «Стенда добровольцев» педагогу может помочь «Стенд просьб». Вы и ваши ученики можете сообщать друг другу о том, что вам нужно, помещая список просьб на стенд. Это могут быть, например, такие сообщения; «Мне нужный красный карандаш, чтобы закончить картину» или «Сегодня я не смогу почитать с Дженни. Может ли кто-нибудь меня заменить?» Важно дать понять ученикам, что они могут не только предлагать свою помощь, но и просить о ней.

  • Социальная сторона учебного процесса

   Как педагоги мы обязаны первыми узнавать о социальных потребностях наших учеников. Затем нам следует подумать о том, как согласовать с этими потребностями наши уроки. Можно преподавать общеобразовательные дисциплины, не особенно заботясь о социальной составляющей каждого урока, и считать, что это происходит на каких-то других уроках. Однако для учеников, у которых есть проблемы с социальным развитием, лучше ставить на первое место учебные цели социального характера, а цели академического характера - на второе. Длительное чтение про себя - это, с одной стороны, освоение общеобразовательного предмета, потому что в процессе этого занятия все ученики учатся читать. С другой стороны, это занятие, требующее использования определенного социального навыка от ученика, которому трудно сидеть тихо и не болтать, когда этого делать нельзя. Один и тот же предмет может выполнять несколько функций. Длительное чтение про себя может дать возможность одному ученику сидеть рядом с другим - с тем, кому не хватает дружеского общения. Оно же может дать возможность другим ученикам собраться в небольшую группу, чтобы послушать книжку, записанную на кассету. Возможностей множество, и количество их зависит от вашей гибкости и творческой жилки.

Назад  |  К статьям |  Вперед

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2008-2024 ГОУ СОШ №1299