Как нам планировать инклюзивное образование (ИО)?

 Из пособия С. Стабс «Инклюзивное образование
при ограниченных ресурсах», 2002 г.
(Sue Stubbs, Inclusive Education Where There are few resources)

Ключевые составляющие успешного и стабильного
инклюзивного образования (ИО)

   В процессе планирования ИО необходимо не только определить его общую концепцию, но также составить соответствующий реалистичный план действий. В данной главе представлены методические рекомендации, обеспечивающие практическое применение ИО в различных культурах и социальных условиях. Опыт успешной реализации инклюзивного образования показывает, что есть три основные составляющие, которые должны приниматься во внимание для организации ИО:

а) Прочная основа - «скелет»

   ИО должно быть подкреплено системой ценностей, убеждений, принципов и индикаторов успеха. Эта система будет формироваться и развиваться в процессе реализации ИО, и не нужно заранее доводить ее «до совершенства». Однако, если у людей, участвующих в организации ИО, абсолютно разные ценности, или если эти ценности четко не определены и не осознаны, то система ИО может легко разрушиться.

б) Реализация в местных условиях и культурной среде - «плоть»

   ИО не является разовым проектом. Основная ошибка заключается в том, что решения, приемлемые в одном культурном контексте, впоследствии используются в совершенно другой культурной среде. Опыт показывает, что решения должны разрабатываться с учетом местных особенностей при полном использовании всех местных ресурсов, в противном случае такие решения не будут обоснованными.

в) Постоянное участие и критическая оценка - «кровь»

   ИО не будет успешным, если оно будет лишь мертвой структурой. Это динамичный процесс, и чтобы сделать его «живым» требуется постоянный совместный мониторинг, с привлечением ВСЕХ участников к критическому анализу и оценке действий. Основным принципом ИО является гибкость данного вида образования и его способность реагировать на постоянные изменения, которые невозможно спрогнозировать. ИО должно постоянно оставаться живым и подвижным.

   Все вместе эти составляющие - «скелет», «плоть» и «кровь» - создают сильный и живой организм со способностью к адаптации и развитию в местной культурной среде и существующих условиях.

Создание прочной основы: «скелет»

   Основным компонентом является создание прочной основы, которая станет «каркасом» программы. Данная основа должна включать в себя:

  • основные ценности и убеждения;

  • основные принципы;

  • индикаторы успеха.

   Бывает, что сначала начинается практическая реализация, а затем разрабатывается соответствующая политика. А иногда сначала разрабатывается политика, которая затем претворяется в жизнь. Каким бы образом это ни происходило, на определенном этапе, особенно при возникновении трудностей или проблем, программа ИО начнет выявлять реальное отношение людей, их убеждения, ценности и цели. Прочная основа может быть обеспечена личностями, «защитниками принципов», но она становится еще стабильнее, когда участникам удается прийти к единому мнению относительно этой основы. Ее базой должен стать подход к проблеме инвалидности как к проблеме прав человека, а также социальная модель инвалидности.

   Основные ценности (которые мы считаем важными и достойными) и убеждения (которые мы признаем правильными): убеждения и ценности людей являются глубоко укоренившимися, и их трудно менять. Одним из основных барьеров, которые упоминаются в связи с инклюзией, является «негативное отношение», а отношение является сочетанием ценностей и убеждений.

«Негативное отношение к инклюзии является настолько серьезной преградой, что уровень затрачиваемых ресурсов является несоответствующим». юзи Майлз, «Преодолевая ресурсные барьеры », 2000 г.

   Что же можно с этим сделать? Зачастую негативное отношение меняется тогда, когда люди могут ВИДЕТЬ положительную роль инклюзии на практике. Также можно помочь людям разобраться со своими скрытыми убеждениями и ценностями и узнать у них, те ли это убеждения и ценности, которые они хотели бы защищать. Чтобы программа ИО была устойчивой, в определенный момент эти убеждения и ценности должны быть открыто и четко сформулированы. Основные ценности инклюзивного образования можно найти во всех культурах, философских системах и религиях, они отражены в большинстве основных статей международных документов о правах человека.

К таким ценностям можно отнести:

  • взаимное уважение;

  • толерантность;

  • осознание себя частью общества;

  • предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

  • взаимопомощь;

  • возможность учиться друг у друга;

  • возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

   В различных культурах и условиях некоторым из перечисленных выше ценностей и убеждений отдается большее предпочтение. Например, во многих развивающихся странах осознание себя частью общества может быть более приоритетным, чем развитие индивидуальных навыков, в то время как в развитых странах зачастую наблюдается обратная ситуация. Во всех странах некоторые люди защищают эти ценности и убеждения и руководствуются ими в большей степени, чем остальные.

   Дискриминация и притеснения, к сожалению, также свойственны большинству культур. Часто невежество, страх, отсутствие воспитания мешают людям поверить в эти ценности или руководствоваться ими в своей жизни. Иногда это связано с глубоко укоренившимися традициями, как, например, угнетение женщин. Кроме того, в условиях крайней нищеты и незащищенности большую ценность приобретает базовая стратегия выживания, при которой, как правило, доминирующим является «выживание наиболее приспособленных».

   Устранить причины такого невежества и страха помогут образование, обеспечение безопасности, свобода от притеснений, что поможет людям придерживаться более «высоких» ценностей и отстаивать их на практике. Таким образом, инклюзия в конечном итоге должна рассматриваться в таком расширенном контексте.

Каковы наши ценности и убеждения, касающиеся... Согласны ли вы со следующими ценностями и убеждениями, присущими ИО?
образования? Каждый имеет право на образование.
обучения? Все дети могут учиться.
трудностей с обучением?  Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.
помощи в процессе обучения? Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.
ответственности за обучение ребенка? Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.
различий? Различия естественны, ценны и обогащают общество.
дискриминации? Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике. Необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие.
поддержки учителям?  Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.
того, когда начинается и заканчивается образование? Образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте, - этот процесс длится всю жизнь.
Укажите дополнительные темы по своему усмотрению...  

             Основные принципы (основные нормы поведения) возникают из ценностей и убеждений, однако, они больше связаны с действием, с тем, что нужно сделать, чтобы инклюзия стала работоспособной. Ниже представлены некоторые примерные темы для обсуждения, которые должны разрабатываться коллективно, с учетом существующих условий:

  • Все дети имеют право посещать местную школу, - это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений учителя.

  • Адаптация системы к потребностям ребенка, а не наоборот.

  • Для обеспечения детям доступа к обучению необходима соответствующая поддержка (например, система Брайля, субтитры и сурдоперевод.)

  • Образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной по отношению к различным группам.

  • Издевательства, словесные унижения и дискриминация детей-инвалидов недопустимы (ребенка-инвалида нельзя упрекать в том, что «он не справляется»).

  • Школьное сообщество должно участвовать в решении всех вопросов, связанных с инклюзией.

  • Школа, семья, ребенок и общество несут совместную ответственность за решение проблем, и проблемы должны решаться с учетом социальной модели, то есть школа испытывает трудности с преподаванием, а не ребенок испытывает затруднения с обучением.

   Показатели успеха (то, каким образом мы узнаем, что наши ценности, убеждения и принципы осуществляются на практике) или индикаторы успеха должны быть определены совместно, с учетом местных культурных особенностей и существующих условий.

   Индекс инклюзии отражает различные показатели, которые определяются на школьном уровне с учетом конкретного контекста. Для определения показателей (индикаторов) может применяться подход, включающий следующие элементы:

  • создание координационной группы;

  • подготовка материалов на основе положений международных документов об инклюзии, тематических исследований и определений инклюзивного образования;

  • совместное участие в составлении перечня основных ценностей, убеждений и принципов, касающихся инклюзивного образования;

  • ознакомление с мнением наиболее социально незащищенных групп, в том числе женщин, детей, инвалидов, лиц преклонного возраста;

  • разделение высказанных мнений на группы, например, политические вопросы, учебная программа, обучение, школьные здания и т.д.

  • описание для каждой группы поведения, навыков, знаний и конкретных изменений, демонстрирующих, что ценности, убеждения или принципы осуществляются на практике.

Реализация в местных условиях и культурной среде: «плоть»

«Главную роль в реализации программы «Образование для всех» играет государство».

Дакарская рамочная концепция действий, параграф 16

При реализации концепции инклюзивного образования на выработанной основе необходимо учитывать следующее:

  1. практическую ситуацию;

  2. имеющиеся в наличии ресурсы (людские, финансовые и материальные);

  3. культурную среду.

   Практическая ситуация. Очевидно, что рассматриваемые здесь вопросы, будут различными для каждой конкретной культуры и социального контекста. Ниже представлены примерные вопросы, которые помогут вам получить реальное представление о существующей ситуации:

  • На каком уровне вы работаете: государственном, районном, на уровне школы, сообщества?

  • Каково нынешнее положение с организацией образования для инвалидов и других социально незащищенных групп в вашей стране на государственном, региональном и муниципальном уровнях?

  • Каково законодательство и политика в отношении инклюзии на государственном, региональном и муниципальном уровнях?

  • Что в настоящий момент препятствует инклюзии в вашей ситуации?

   Имеющиеся в наличии ресурсы. Тема ресурсов вызывает множество эмоций в процессе обсуждения инклюзивного образования. Многие заявляют, что они «не могут заниматься инклюзивным образованием, поскольку у них недостаточно ресурсов». В то же время, опыт многих развивающихся стран свидетельствует о том, что ограниченность ресурсов НЕ является преградой для инклюзивного образования. Всемирная сеть организаций по внедрению инклюзивного образования (EENET) провела симпозиум под названием «Преодолевая ресурсные барьеры»3. Ниже приведены некоторые выдержки из материалов этого мероприятия:

«У вас есть навязчивая идея об инклюзивном образовании, которая приводит к навязчивой идее о ресурсах... Если у вас есть гибкая идея об инклюзивном образовании, у вас может появиться и более гибкое отношение к ресурсам!»

  • Какие существуют ресурсные барьеры для инклюзивного образования?

Вот основные:

  • люди - их отношение, недостаток знаний, страх, предубеждения, чрезмерная специализация, конкуренция, отсутствие опыта восприятия различий, стереотипность мышления;

  • денежные и материальные средства - нехватка средств и оборудования, низкая заработная плата, неравномерное распределение ресурсов;

  • знания и информация - безграмотность, отсутствие доступа к зданиям, слабая политика или ее отсутствие, отсутствие коллективного опыта в обсуждении и решении проблем.

  • Какие ресурсы уже есть у нас самих или наших сообществ?

Более богатые развитые страны, для того, чтобы инициировать какие-либо изменения, уделяют больше внимания материальным ценностям:

«У нас нет, и, следовательно, мы не можем...»

То есть, больше внимания уделяется тому, чтобы «иметь», чем тому, чтобы «быть». На семинаре EENET участники из развивающихся стран оспорили правильность такого подхода, заявив:

«Мы есть, и, следовательно, мы...!»

Если мы являемся находчивыми и изобретательными людьми, мы можем преодолеть многие ресурсные барьеры.

   Культурная среда. При планировании ИО чрезвычайно важно осознанно учитывать культурные факторы.

Факторы, способствующие инклюзии:

  • Концентрация внимания на солидарности общества и социальной ответственности.

  • Максимальное использование местных ресурсов (зачастую из-за нищеты) может способствовать инклюзии, поскольку люди принимают решения для удовлетворения своих потребностей, не растрачивая ресурсы впустую.

Факторы, которые могут препятствовать инклюзии:

  • Чрезмерный упор на теоретические достижения и исследования в ущерб всестороннему развитию детей. Это особенно распространено в отдельных культурах, а также среди представителей среднего класса в крупных городах, и может стать серьезным препятствием к созданию полностью инклюзивной среды.

  • Уже существующая система специального образования. Это зачастую является существенным препятствием, поскольку преподаватели традиционной школы не считают «своей работой» обучать «таких детей». Потенциально эта система могла бы быть очень полезным ресурсом, однако, очень трудно изменить взгляды и представления.

Основные подходы при учете культурной среды и существующих условий:

  • в процессе планирования необходимо определить основные факторы (связанные с особенностями культуры и социальным контекстом), которые могут быть полезными или вредными для инклюзии;

  • необходимо учитывать и поддерживать полезные факторы;

  • Необходимо бороться с вредными факторами, постепенно снижать их влияние за счет усиления более позитивных факторов (например, борьба с предубеждениями относительно инвалидности будет более эффективной, если люди будут видеть положительные результаты инклюзии, что эффективней, нежели борьба с такими взглядами).

Постоянное участие и критическая оценка: «кровь»

   «Обеспечение участия гражданского общества в формулировании, реализации и контроле за соблюдением общеобразовательной стратегии».

«Создание четкой и ответственной системы руководства и управления в сфере образования».

   «Эти планы ... должны быть разработаны при помощи прозрачных и демократических процедур, с участием заинтересованных сторон, в особенности, народных представителей, общественных лидеров, родителей, учащихся, неправительственных организаций и гражданского общества". Дакарское Заявление о национальных планах действий, параграфы 3,4 и 9

«Организации инвалидов и родительские организации должны участвовать в процессе на всех уровнях».

Стандартные правила, Правило 6, параграф 3

   Вопросы участия и демократии являются ключевыми в программе инклюзии. Для того, чтобы более адекватно реагировать и принимать различия, имеющиеся в современном обществе, нам требуются гибкость и совместные усилия, и это не роскошь, а жизненная необходимость. Для обеспечения жизнеспособности и развития инклюзивного образования необходимо найти ответы на следующие вопросы:

  1. Кто? Какие группы будут участвовать?

  2. Каким образом? Какие подходы, системы и мероприятия могут стимулировать участие?

  3. Когда и в чем? Когда люди должны принимать участие, и в каких аспектах Инклюзивного образования?

а) Кто должен участвовать? Часто оценки ИО свидетельствуют о том, что трудности возникают, когда с некоторыми людьми «не проконсультировались», они «не чувствовали себя участниками», «не поняли» или «ничего не знали» о программе.

Поэтому следует придерживаться следующих шагов:

• Необходимо провести идентификацию ВСЕХ участников, проявивших определенную заинтересованность в ИО, и привлекать все такие группы к участию с самого начала. В эти группы могут входить:

  • cами дети, в том числе не инвалиды, инвалиды, девочки и мальчики;
  • родители и члены семей.
  • общественные деятели;
  • учителя и другие школьные работники;
  • государственные служащие;
  • неправительственные организации, организации инвалидов и международные общественные организации;
  • специалисты в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и трудоустройства.

«Когда я закончил колледж:, Я столкнулся с тем, что многие преподававшиеся мне теории не работали на практике.У меня не получалось, и у детей не получалось... Поэтому я испробовал различные методы... Я пришел к выводу, что в классе не хватало демократии. Нужно было, чтобы все могли учиться вместе... Я предложил детям высказать свое мнение... Многие высказанные ими идеи были великолепны... Я был потрясен...! Они выдвигали предложения и предлагали решения проблем». Пол^Мамба, учитель начальных классов из Замбии,  БюллетеньEENET №5.

  •  Выявить любые особенно маргинальные, незащищенные или незаметные в местной культуре и социальном контексте группы людей (например, лица преклонного возраста, дети-инвалиды, испытывающие серьезные трудности с обучением).

  • Привлечь к участию руководящих работников и лиц, контролирующих финансовые средства.

b) Как можно добиться участия? Существует множество методических материалов по привлечению к участию, часто именуемых «материалами по привлечению к участию в обучении». В некоторых странах в методических материалах и практических пособиях для учителей также уделяется много внимания привлечению к сотрудничеству. Из этих материалов можно почерпнуть множество идей. Однако, в конечном итоге, участие неотъемлемо связано с основными ценностями, принципами, местными условиями и культурной средой, и поэтому необходима совместная творческая разработка методики с учетом местных особенностей.

Ниже представлены уроки, извлеченные из практического применения данного подхода:

• Чтобы участие было реальным, а не формальным, необходима настоящая приверженность основным ценностям. Для этого потребуются серьезный самоанализ и понимание собственного поведения. «Методика проведения бесед с родителями очень полезна. Раньше, когда мы что-либо у них спрашивали, они неохотно говорили нам правду; мне нравится методика, позволяющая давать советы и рассказывать истории. Раньше мы даже не знали, как задавать вопросы...» Учитель, участвующий в совместном исследовательском проекте в Лесото

  • Желание услышать, самокритичность и «признание ошибок».

  • Необходимо осознавать и учитывать соотношение сил.

  • Родители часто считают себя менее авторитетными, чем учителя, поэтому необходимо сделать их желанными гостями в школе, встречаться с ними дома и с вниманием прислушиваться к их пожеланиям.

  • Местные традиции и представления нужно полностью уважать и использовать.

  • Необходимо развивать умение понимать других. Некоторые люди по своей природе хорошо владеют этой методикой, а некоторые нуждаются в обучении и практике. Например, большинству людей очень трудно реально услышать кого-нибудь, особенно если человеку трудно выразить свои взгляды, или если беседа ведется через переводчика.

  • Использовать как можно больше различных приемов в процессе обучения. Например, обмен мнениями, рисование, рассказы, составление графиков и диаграмм, ролевые игры, моделирование, кукольные представления, театр и т.д.

с) Когда и в чем? Участие необходимо на всех этапах инклюзивного образования, в том числе при:

  • определении систем, процедур и показателей самого участия;

  • сборе исходных данных и технико-экономическом обосновании проектов;

  • выработке политики;

  • формулировании ценностей, убеждений и принципов;

  • определении факторов, затрудняющих инклюзию;

  • определении показателей успеха;

  • реализации программы на всех уровнях; .

  • разработке систем контроля и оценки.

Основные составляющие надежной, адекватной и гибкой программы инклюзивного образования

Скелет (Прочная основа)

  • Ценности и убеждения

  • Принципы

  • Показатели успеха

Плоть(Реализация в местной культурной среде и контексте)

  • Ваша практическая ситуация

  • Ресурсы

  • Культурные факторы

Кровь (Обеспечение активного, постоянного и эффективного участия всех основных групп)

  •  Кто должен участвовать?

  • Каким образом они должны участвовать?

  • Когда и в чем?

Рис. 1 Специальное образование

Рис. 2 Круги инклюзии

 

Назад  |  К статьям |  Вперед

 

 

Об обнаруженных ошибках Вы можете сообщить администратору

Copyright © 2008-2024 ГОУ СОШ №1299