Мир "неблагополучной семьи" глазами самого ребенка
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании приводят к возникновению и развитию отклонений в психике детей. На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным.
На протяжении трех лет специалистами Психолого-медико-педагогической службы г. Люберцы Московской области проводится работа по оказанию помощи и поддержки детям группы "социальной защиты" - детям из неблагополучных семей.
Характеристика социально-неблагополучных семей очень разнообразна. Это семьи, где:
-
- родители ведут аморальный образ жизни (проституция, тунеядство, алкоголизм, уклонение от воспитания детей);
-
- родители жестоко обращаются с детьми (физическое, сексуальное, эмоциональное насилие);
-
- родители отсутствуют, а воспитанием занимаются другие лица
-
- попечители (низкий материальный уровень, неудовлетворительное питание, безработица).
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.
Показателем семейного неблагополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы, а также рисунки детей.
Одним из методов изучения семьи является "Рисунок семьи", применяемый с целью выявления особенностей внутрисемейных отношений (особенностей восприятия ребенком отношений в семье и его места среди взрослых).
На базе детского образовательного учреждения № 103 г. Люберцы Московской области было проведено обследование детей из социально-неблагополучных семей старшего дошкольного возраста в количестве 20 человек. Для решения поставленной задачи была использована методика "Моя семья". (Г. Т. Хоментаускас.)
Детям предлагалось нарисовать свою семью так, чтобы члены были чем - либо заняты. Предлагаемый материал: чистый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши и ластик. Во время рисования фиксировались последовательность изображения, спонтанные высказывания, стирания, эмоциональные реакции. При необходимости инструкция повторялась или использовалось напоминание: "То, что ты рисуешь, относится к нашей теме "Семья"?"
После выполнения задания мы старались получить максимум дополнительной информации в ходе беседы с ребенком по следующим вопросам:
-
Скажи, кто здесь нарисован ?
-
Где они находятся ?
-
Что они делают ?
-
Какое у них настроение (или: им весело или грустно, почему)?
Рисунки анализировались по системе оценки пяти симптомо-комплексов:
-
благоприятная семейная ситуация;
-
тревожность;
-
конфликтность в семье;
-
чувство неполноценности в семейной ситуации:
-
враждебность в семейной ситуации;
Фиксировались также такие особенности рисунка семьи, как:
-
- последовательность изображения;
-
- состав нарисованной семьи;
-
- последовательность изображения членов семьи;
-
- расстояние между отдельными членами семьи;
-
- отличия изображения членов семьи;
-
- стиль общения внутри семьи;
-
- цветовая гамма;
-
- расположение рисунка на листе.
Анализ рисунков детей показал следующие результаты.
1. Симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация (табл. 1)
Табл.1
Выделенные показатели |
Количество детей (%)
|
Изображение всех членов семьи |
55% |
Изображение первыми людей |
55% |
Общая деятельность всех членов |
0% |
Отсутствие изолированных членов |
60% |
Хорошее качество линий |
30% |
Следовательно, благоприятная семейная ситуация, включающая в себя изображение веселых лиц, применение ярких цветовых оттенков, изображение общей деятельности всех, хорошее качество линий, имеет низкие показатели.
Однако рисунки семьи свидетельствуют о том, что, несмотря на тяжелое переживание отрыва от семьи или неблагоприятные эмоциональные отношения внутри семьи, 85 % детей изображают себя вместе с родителями. Из них 60 % детей рисуют себя, маму и папу; 25% - рисуют себя, маму и других родственников: бабушек, сестер, братьев (при отсутствии отца);
Применяют яркие цветовые оттенки всего 35 % детей. Изображение первыми различных предметов, а не людей, говорит об эмоциональной озабоченности семейной ситуацией, уходе, защите от неприятного задания. Дети как бы откладывают рисование членов семьи, а изображают вещи, которые не обладают сильной эмоциональной значимостью.
2. Симптомокомплекс – тревожность (табл.2)
Табл.2
Выделенные показатели |
Количество детей (%)
|
Наличие штриховки |
60% |
Линия основания |
35% |
Линия с сильным нажимом |
70% |
Преувеличенное внимание к деталям |
45% |
Стирание |
40% |
Таким образом, рисунки отличаются наличием линий с сильным нажимом, сильной штриховкой, преувеличенным внимание к деталям и следами стирания .
45% детей начали рисунок с изображения различных предметов (кругов, треугольников, облаков, деревьев, листьев, солнца, дома). Они как бы "застревали" на предметах или явлениях окружающего мира, оттягивая момент рисования людей. О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз (60%), что говорит о наличии у детей страхов. Кроме того, в рисунках встречается специфическая "тревожная линия" - длинная линия, состоящая из отдельных мелких штрихов (35%).
Дети (30%) обращались к нам за поддержкой и одобрением, спрашивая о правильности работы.
З.Симптомокомплекс - конфликтность в семье (табл. 3)
Табл.3
Выделенные показатели |
Количество детей (%)
|
Барьеры между фигурами |
25% |
Выделение отдельных фигур |
35% |
Изоляция отдельных фигур |
40% |
Преобладание вещей |
35% |
Отсутствие некоторых членов семьи |
40% |
Итак, о конфликтности в семье в большей степени свидетельствует отсутствие некоторых членов семьи, изоляция отдельных фигур, а также выделение отдельных членов семьи при одновременном увеличении расстояния между ними и ребенком.
15 % детей отказались вначале от рисования на заданную тему, что говорит о негативном отношении, чрезмерном эмоциональном напряжении ребенка в семейной ситуации, тенденции к вытеснению этих ощущений. Эти же дети нарисовали фигуру мамы последней. Расстояние между фигурами отражает эмоциональную дистанцированность членов семьи по отношению к ребенку (с точки -зрения самого ребенка) - 40%.
Показателем конфликтности являются также паузы перед рисованием той или иной фигуры (30%).
Отсутствие основных частей тела и лица (рук - 12%, рта - 20%, ушей – 60%), изображение редуцированных кистей рук (85%),а также штриховка рук (30%) может свидетельствовать об эмоциональной напряженности в социальных контактах, сниженной практике общения и сочетании сниженной потребности общения с эмоциональной бедностью.
4.Симптомокомплекс - чувство неполноценности в семейной ситуации (Табл. 4)
Табл.4
Выделенные показатели |
Количество детей (%)
|
Отсутствие автора |
15% |
Изображение себя последним |
75% |
Изоляция автора от других |
55% |
Маленькие фигуры |
20% |
Расположение фигур на нижней части листа |
60% |
Полученные результаты свидетельствуют об испытываемом ребенком чувстве отчужденности, неполноценности (нарушенных семейных отношениях, эмоциональной зависимости, чувстве неуверенности, потребности в защите и заботе). 15% детей (не нарисовавших себя) одновременно с чувством отверженности испытывают чувство вины за то, что не принимаются близкими.
Другие рисунки говорят об ощущении потери своего "Я" и мучительном переживании отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношения с близкими. Это дети, изображающие себя (или других членов семьи) в виде машин или роботов (20%). Лишь 10% детей "заявили" о необходимости признания своей значимости (более детальное изображение самого себя). 65% детей использовали один и тот же цвет для изображения себя и своих близких (показатель слитности со всеми членами семьи).
5.Симптомокомплекс - враждебность в семейной ситуации (Табл. 5)
Табл.5
Выделенные показатели |
Количество детей (%)
|
Агрессивная позиция фигур |
35% |
Деформированная (нечеткая) фигура |
30% |
Руки раскинуты в стороны |
45% |
Пальчики в виде длинных палочек |
10% |
40% детей рисуют себя в отдалении от первого изображенного члена семьи. С учетом ранее выделенных неблагоприятных признаков, данный показатель может свидетельствовать о наиболее отрицательных эмоциях ребенка по отношению к этому члену семьи.
Раскинутые в стороны руки, пальцы в виде длинных палочек являются признаками агрессивности в семейной ситуации.
Рисунок Саши А.
Начала рисовать с геометрических фигур (треугольники, круги, прямоугольник, еще круг). Заштриховала. Затем нарисовала дом, траву, тучи, солнце, сестру Жанну, маму и себя (нечеткий образ) в окне. "Веер" гипотез относительно подобного рисунка может быть следующий:
-
- изображение вначале геометрических фигур и их штриховка может свидетельствовать о том, что воспоминание о родных связано с негативными переживаниями;
-
- преувеличенное внимание к деталям говорит о тревожности, избегании данной темы:
-
- деформированная (нечеткая) фигура автора, изображенная последней, говорит о чувстве отвергнутости своей семьей и конфликтности к другим;
акцент (штриховка черным цветом) на крыше – об обеспокоенности ребенка; психологической атмосферой в доме;
-
- отсутствие двери и изображение большого черного камня рядом – о психологической недоступности;
-
- солнце - символ материнской любви;
-
- наличие облаков - сниженное настроение;
-
- штриховка - эмоциональная напряженность.
Рассказ ребенка о своей семье : "Мама гуляет. Жанна отрывает траву. А я сижу дома, выглядываю в окошко. Все в доме делает мама, а я ей помогаю. Жанна работает, продает книжки. Жанна гулять ходит со мной. Живем мы хорошо. Относимся друг к другу хорошо (приятно).
Реальная семейная ситуация : Семья состоит из 5 человек: бабушка (по материнской линии), мать и трое дочерей ; Саша 6 лет, Таня 12 лет, Жанна 17 лет. Была еще одна дочь (воспитывается в другой семье). Таня находится в интернате, Жанна работает в магазине. Она воспитывалась бабушкой. Сашу изредка из детского сада забирали то бабушка, то мама. Мать пьет, не работает. Осенью 1999 года мать лишили родительских прав, после чего девочку перестали забирать из сада.
Саша внутренне напряжена, часто грубит, упрямится, агрессивно настроена по отношению к детям.
Размещение рисунка детьми на листе бумаги позволило нам получить следующую информацию:
-
60% - размещают ниже центра листа (депрессивное настроение, чувство неудобства, ограниченности, скованности реальностью);
-
20% - размещают в центре листа (потребность заботливого контроля ради сохранения психологического равновесия);
-
20% - размещают выше центра листа (внутренняя напряженность, ощущение тяжести борьбы.
Таким образом, на основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.
Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии ребенка. Дети тяжело переживают отрыв от семьи, даже если эта семья относится к категории самой неблагополучной. Жизнь детей в социально-педагогичских учреждениях не может заменить ему опыт семьи и родительскую любовь. Дети по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью.
Тревожность таких детей связана с нарушением семейных взаимоотношений. Неуверенность детей, которых отличает тревожность, приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе. В семьях с преобладанием напряжения и тревожной обстановки нарушается нормальное развитие чувств детей. Они не испытывают чувства любви к себе и у них не формируется ощущение собственной значимости, необходимости быть нужным.
Чем меньше возраст ребенка, тем негативнее на его развитие влияет разрыв с семьей. Дети, отягощенные неблагополучной обстановкой в семье, замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Дети испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей.
Наблюдаемая потеря авторитета взрослого и вытекающая из этого невосприимчивость к традиционным методам педагогического воздействия с особой остротой ставят вопрос о пересмотре методического подхода педагогов к работе с этими детьми.
В связи с этим целью деятельности в этом направлении становится не только оказание психологической помощи детям, но и работа с педагогами но оказанию поддержки ребенку. Для этого необходимо:
-
- выявление проблем неблагополучных семей;
-
- разъяснение и правильное понимание причин поведения ребенка;
-
- знакомство с результатами диагностики;
-
- осуществление дифференцированного подхода в подборе средств, методов и форм работы с каждым ребенком;
-
- обучение педагогов технологии конструктивного общения с детьми из неблагополучных семей;
-
- составление программы развивающих занятий с учетом развития детей.
Психологически обоснованная помощь направлена на повышение уровня принятия себя, снятие отчуждения, негативизма, враждебности к окружающим и создание у таких детей правильной позиции по отношению ко взрослым и сверстникам.
Назад |
К статьям |
Вперед
|