РЕКОМЕНДАЦИИ учителям
school accommodations and modifications "fafilies and advocates partnershid for education
перевод Е.
Скачковой
Некоторые учащиеся с ограниченными возможностями нуждаются в изменении
способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения
общеобразовательной программы. Закон не дает определения терминам "изменение способов подачи
информации" и "модификация", но существует некое соглашение о том, что следует понимать
под этими определениями. В контексте данной статьи под "изменением способов подачи информации"
понимается предоставление учащимся с ограниченными возможностями особых условий по сравнению
с их одноклассниками, в частности, изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации,
способов представления результатов.
Изменение способов подачи информации и модификация не влияют
на результаты, полученные в ходе тестирования. Например, незрячий ученик сдает тест,
написанный по системе Брайля. Некоторым же учащимся на время выполнения задания
необходимо остаться одним в изолированном от внешних звуков классе.
Модификацию можно определить как некое изменение
задания или теста, которое меняет стандартную процедуру его проведения, или изменение
требований, предъявляемых к уровню знаний учащегося с ограниченными возможностями.
Примером модификации может служить частичное выполнение учащимся общеобразовательной программы.
Необходимые изменения способов подачи информации и
модификации должны быть включены в индивидуальный образовательный план учащегося.
Эти изменения следует применять так, чтобы они отражали индивидуальные нужды учащихся
с особыми потребностями, причем очень важно также узнавать мнение самих учащихся о том,
в чем именно они нуждаются.
Далее представлены некоторые соображения по поводу
коррективов в учебниках и образовательных программах, возможных изменений на уроке,
в классе и в заданиях и возможных поведенческих ожиданиях, которые нужно принять
во внимание при обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Учебники и учебная программа
Учебники
-
обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простыми для чтения;
-
обеспечение аудио-учебниками, чтобы учащиеся могли одновременно слушать и читать один и
тот же текст;
-
предоставление краткого содержания глав учебников;
-
обеспечение интересными материалами для чтения более высокого уровня;
-
использование маркеров для выделения важной информации;
-
использование предложений с пропущенными словами;
-
обеспечение двумя комплектами учебников, для школьных и домашних занятий;
-
использование учетных карточек для записи главных тем;
-
предоставление учащимся списка вопросов для обсуждения до чтения текста;
-
указание номеров страниц для нахождения верных ответов;
-
обеспечение альтернативными учебниками и учебными материалами,
основанными на азбуке Брайля или напечатанных большим шрифтом для слепых и слабовидящих детей;
Учебная программа:
-
сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;
-
сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;
-
альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);
-
четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;
-
акцентирование внимания на задании (например,
"Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать три причины возникновения Гражданской войны");
-
предоставление альтернативы объемным письменным заданиям
(например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
Работа в классе
-
наличие индивидуальных правил для учащихся;
-
оценка организации класса в соответствии с нуждами учащихся;
-
поддержание тишины во время интенсивных занятий;
-
отсутствие в классе отвлекающих внимание предметов (например, мобильных телефонов);
-
обеспечение персональным компьютером для выполнения письменных работ;
-
близость учеников к учителю;
-
использование кабины для индивидуальной работы;
-
наличие в классе дополнительных материалов (карандашей, книг;
-
использование альтернативы кроссвордам;
-
сохранение достаточного пространства между партами.
Обучение и задания
-
спользование указаний как в устной, так и в письменной форме;
-
поэтапное разъяснение заданий;
-
последовательное выполнение заданий;
-
повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
-
обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
-
демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача;
-
близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
-
подготовка учащихся к перемене вида деятельности;
-
предоставление дополнительного времени для завершения задания;
-
предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
-
обеспечение помощи при передвижении.
Письменные задания
-
использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;
-
использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;
-
обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или
записями учителя;
-
дополнение печатных материалов видео и диафильмами;
-
обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;
-
разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
Оценка знаний
-
использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
-
ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
-
оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;
-
акцентирование внимания на хороших оценках;
-
разрешение переделать задание, с которым он не справился;
-
оценка переделанных работ;
-
использование системы оценок достижений учащихся.
Тесты
-
устное объяснение заданий;
-
обучение работе с тестовыми заданиями (например, распределение времени на выполнение каждой
секции теста);
-
обеспечение учащихся списком слов с определениями;
-
неограниченное время для выполнения теста;
-
проведение тестов в помещении без внешних раздражителей (например, в библиотеке);
-
чтение тестовых материалов учащимся и разрешение устных ответов;
-
разграничение тестов на секции по сходным проблемам;
-
использование тестов множественного выбора, верного/неверного ответа;
-
разрешение учащимся выбрать и выполнить индивидуальный проект в качестве альтернативы тесту;
-
сообщения о достижениях учащихся вместо оценки;
-
оценка правописания отдельно от содержания работы;
-
обеспечение напечатанными учебными материалами;
-
разрешение выполнить тест дома или с использованием учебников;
-
предоставление возможных ответов для заданий с пропущенными словами;
-
написание первой буквы пропущенного слова.
Математика
-
разрешение использовать калькулятор;
-
группирование сходных проблем;
-
размещение малого количества заданий на одном листе с упражнениями
(например, от 4 до 6 заданий на странице);
-
использование малого количества заданий для получения оценки;
-
использование листов большого формата для письменного обозначения проблемы;
-
предоставление стола с математическими предметами для справочной информации;
-
обеспечение каждого ученика визуальным числовым рядом;
-
поэтапное представление проблемных заданий;
-
использование визуальных пособий (картинок, графиков).
Дополнительная информация
-
маркирование заданий в учебниках;
-
обеспечение обратной связи по каждому заданию;
-
использование линейки во время чтения для его облегчения;
-
обеспечение общего представления о долгосрочных заданиях,
чтобы учащиеся знали, что от них требуется при выполнении этого задания;
-
ориентирование длительных по времени заданий на поэтапное выполнение,
с ежедневной проверкой и частым оцениванием;
-
возможность представить выполненное задание в малой группе прежде чем выступить перед
всем классом;
-
одновременная раздача листов с упражнениями;
-
последовательное выполнение задания, начиная с самой легкой его части;
-
проецирование изображений;
-
использование вспомогательных вопросов при выполнении теста;
-
практика записи заданий в тетради;
-
использование стрелок (в листах с упражнениями, на доске) для обозначения связей между явлениями.
Поведение
-
организация учебного дня;
-
распределение учащихся по парам для выполнения проектов, чтобы один из учеников мог подать пример другому;
-
обозначение школьных правил, которым учащиеся должны следовать;
-
использование невербальных средств общения, напоминающих о данных правилах;
-
использование поощрений для учащихся, которые выполняют правила
(например, похвалить забывчивого ученика за то, что он принес в класс карандаши);
-
свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
-
составление индивидуальных планов поведенческого вмешательства,
позитивно ориентированный и учитывающий навыки и умения школьника;
-
предоставление учащимся права покинуть класс и уединиться
в так называемом "безопасном месте", когда этого требуют обстоятельства;
-
разработка кодовой системы (слова), которое даст
учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент;
-
игнорирование незначительных поведенческих нарушений.
-
разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения,
которое является непреднамеренным;
-
знания об изменениях в поведении, которые предупреждают
о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на
переутомление учащегося с ограниченными возможностями.
Назад |
К статьям |
Вперед
|